Журналы XIX века

  Просмотров материала: 104

Журнал : "Мiр Божiй";   содержание, авторы.

avtor_img


Журнал номер за 1897 год.

Перейти в библиотеку

Мiр Божiй

Некоторые новые толстые русские журналы появлялись рядом со своими старшими собратьями, их редакции находились в близких отношениях. Так возник «МИР БОЖИЙ», издательница которого Александра Аркадьевна Давыдова – вдова директора Петербургской консерватории К.Ю. Давыдова, начинала свою деятельность под влиянием Н.К. Михайловского, с которым ее связывала многолетняя дружба.

Многих членов редакции связывали родственные отношения, благотворно отразившиеся па деятельности журнала. Активное участие принимали в журнале дочери Давыдовой – Лидия Карловна Туган-Барановская по мужу и приемная дочь Мария Карловна, известная в русской журналистике под двойной фамилией Куприна-Иорданская. Женой А.И. Куприна она стала в 1903 г., в это же время после смерти матери и старшей сестры она стала издательницей «Мира божьего».

далее...

За редактора «Современного мира», сменившего «Мир божий», Н.И. Иорданского она вышла замуж в 1910 г. М.К. Куприна-Иорданская работала в журналистике и после октября 1917 г. Она оставила интересные воспоминания «Годы молодости», где рассказала и о А.И, Куприне, и о журнале «Мир божий»

М.И. Туган-Барановский – экономист, историк, один из представителей «легального марксизма» сотрудничал в журнале сам и привел своих единомышленников – П.Б. Струве, Н.А. Бердяева и С.А. Булгакова. Много работал в журнале А.И. Куприн, активно публиковался Д.Н. Мамин-Сибиряк, маленькую дочь которого после смерти его жены взяла в свой дом А.А. Давыдова.

Первый номер журнала за 1892 г. вышел с опережением – 13 декабря 1891-го. Редактором вначале был В.П. Острогорский – профессор, известный литературовед и педагог. Давыдова и Острогорский планировали создать журнал для подростков, но планы постепенно менялись. В подзаголовке «Мира божьего» в год выхода значилось: «Литературный и научно-популярный журнал для юношества». В объявлении об издании подчеркивалось, что журнал хочет давать своим читателям «общедоступное образовательное чтение». В качестве основного читателя предполагалась и образованная семья, и читатели из различных слоев общества. Но журнал стал расширять предполагаемую аудиторию, выводить ее за пределы собственно подростковой. От первоначальных планов осталось только название: «Мир божий» – мир вокруг человека, со всеми его проявлениями, тайнами и загадками[23]. В 1893 г. редакция получила разрешение добавить к подзаголовку слова «и для самообразования». Значит, аудитория расширилась еще больше, так как самообразованием могут заниматься люди любого возраста.

Мир божий» формировался как образовательный научно-популярный журнал для юношества и «средней по образованию публики». Этим объяснялось обилие научных и научно-популярных публикаций, которыми журнал славился все время своего существования.





avtor_img


Мережковский Д.С.

Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург.

Произведения Мережковского (1865, Санкт-Петербург — 1941, Париж) никого не оставляли равнодушным. Его ненавидели, ему завидовали, им восхищались. Выход каждого из его произведений вызывал если не скандал, то жаркие дебаты и массу разноречивых откликов.

Дмитрий Сергеевич Мережковский — один из крупнейших русских писателей и мыслителей ХХ века. Его творческое наследие — проза, философские и литературно-критические работы, поэзия, биографии — с честью выдержало испытание временем и вошло в золотой фонд русской и европейской классики ХХ века. Мережковский выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, как самый европейский из русских писателей.

далее...

До революции Д. С. Мережковский был одним из самых издаваемых писателей современной России. В СССР писателя не издавали вообще. Его книги можно было купить только в букинистических магазинах, где они, несмотря на очень высокую стоимость, никогда не залеживались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 90-х годов..

Мережковский многопланен, сложен в смысле своих концепций, а также в силу огромного количества историко-религиозных данных, которыми он постоянно оперирует («полководец цитат!»); он порой зыбок, потому что его прозрения в таких случаях опираются лишь на вспышки его личной интуиции, а не на какие-нибудь объективно доказуемые положения, но в то же время, несмотря на весь его «гностицизм» и книжность, — прост в основном: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»



avtor_img


Болеслав Прус.

Польский прозаик и журналист

Настоящее имя – Александр Гловацкий (Aleksander Glowacki). Крупнейший представитель польского позитивизма – литературного направления, отрицавшего романтизм. Родился 20 августа 1847 в Грубешове, близ Люблина. Принимал активное участие в январском восстании 1863, был ранен и после разгрома восстания на несколько месяцев заключен российскими властями в тюрьму. После освобождения продолжил начатые в Люблине в 1856 занятия в гимназии.

В 1866 Прус переехал в Варшаву и поступил на физико-математический факультет Главной школы. Тяжелые материальные условия вынудили его в 1868 бросить учебу и браться за самую разную работу; в 1872 он начал сотрудничать с варшавским журналом «Домашний опекун».

далее...

С 1875 работал в главном печатном органе варшавских позитивистов «Варшавский курьер», где на протяжении 12 лет публиковал Еженедельные хроники; писал также сатирические статьи и фельетоны. Заслужив репутацию блестящего публициста, Прус в 1882 начал издавать собственный журнал «Новости»; независимая позиция и нравственный максимализм, вероятнее всего, стали причиной неудачи этого предприятия: в следующем году Прус закрыл журнал

Свою писательскую деятельность Прус начал как новеллист; для его рассказов, отличающихся стилевым разнообразием, характерны точность, конкретность и простота..

В 1885 выходит первая повесть Пруса Форпост (Placówka), посвященная героическому сопротивлению польских крестьян немецкой колонизации. За ней последовал лучший роман Пруса Кукла (Lalka, 1890) – широкая панорама жизни тогдашней Варшавы. Четыре года спустя вышел в свет его четырехтомный роман Эмансипированные женщины(Emancypantki, 1894), посвященный феминистскому движению в Польше. Прусом также написаны романы Фараон (Faraon, 1897), Дети (Dzieci, 1908) и Перемены (Przemiany, незаконч.; начал печататься в 1912). .

Цитата из Пруса:"Когда мужчина смотрит на женщину, дьявол надевает ему розовые очки".




avtor_img


Константи́н Миха́йлович Станюкович.

Русский писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота.

Судьба как будто бы особо позаботилась, чтобы крупнейший русский писатель "по морской части" с самого раннего детства видел и слышал море и близко познакомился с теми, чья жизнь так или иначе связана с морем.

Константин Михайлович Станюкович родился 18 марта (ст. стиля) 1843 года в г.Севастополе; его отец - адмирал Михаил Николаевич Станюкович - был в это время командиром севастопольского порта и севастопольским военным губернатором; а его мать Любовь Федотовна была дочерью военного моряка - капитан-лейтенанта Митькова. К.М.Станюковичу довелось быть очевидцем начала героической севастопольской обороны и даже принять в ней участие - вместе со взрослыми он приготавливал корпию и носил ее на перевязочные пункты.



далее...

Впечатления детства сыграли в писательской жизни Станюковича огромную роль; позднее он и сам признавал это. Но тогда, по-видимому, никто из его близких не заметил его особой одаренности. Отец избрал для своего младшего сына военную карьеру. В 1856 году Станюкович был зачислен кандидатом в Пажеский корпус, а в ноябре 1857 года его перевели в морской кадетский корпус.

На четвертом десятилетии своей литературной деятельности Станюкович стал знаменитым писателем. Но он так и не сумел стать писателем, более или менее обеспеченным. Как и в прежние годы, ему приходилось много работать. Его крепкий от природы организм слабел, болезни не проходили. Он часто ездил на лечение: то в Крым, то за границу. Во время одной из таких поездок он и умер - 7 мая 1903 года в Неаполе..



avtor_img


А. К. Шеллер-Михайлов (1838-1900).

Перед нами - новый художественный мир

Произведения Шеллера были очень популярны среди его современников, особенно - среди молодежи. Многими критиками и литераторами отмечался высокий нравственный пафос творчества писателя, но в то же время его упрекали в недостаточной художественности произведений, в излишних тенденциозности и морализаторстве, в некоторой расплывчатости авторской общественной позиции.

Герои его произведений далеки от революционной деятельности и заняты прежде всего вопросами семьи, образования, домашнего и школьного воспитания, наконец, вопросами собственного нравственного самоопределения и поиска смысла жизни. А. К. Шеллер-Михайлов — один из тех беллетристов, чьи романы были не только известны и любимы, но и очень своеобразно «вписывались» в исторический и культурный контекст XIX века.

далее...

Романы А.К.Шеллера-Михайлова 1860-80-х годов - «Гнилые болота» (1864), «Господа Обносковы» (1868), «Вразброд» (1870), «Падение» (1870), «Лес рубят-щепки летят» (1871), «Над обрывом» (1883) и множество рассказов и стихотворений.

В романах А. К. Шеллера-Михайлова налицо синтез романической и бытоописательной тенденций, что обусловлено стремлением писателя показать зависимость формирования морально-психологического облика персонажа от быта, нравственных устоев и ценностей взрастившей его социальной среды.




avtor_img


В.В.Вересаев

Через пятьдесят с лишним лет возвращаются из небытия и романы В.Вересаева

Изъятие из богатств нашей культуры таких книг, как "В тупике" или "Пушкин в жизни", - непростительная расточительность, она сродни тому безжалостному уничтожению памятников русской культуры, на защиту которых встает ныне общественность.

Редкое творческое долголетие выпало на долю В.Вересаева. Ему не было и девятнадцати лет, когда 23 ноября (5 декабря) 1885 года журнал "Модный свет" напечатал его стихотворение "Раздумье", и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни - 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера.

Талант В.Вересаева был на редкость многогранен. Кажется, нет ни одной области литературного творчества, в которой бы он не работал. Он писал романы, повести, рассказы, очерки, стихи, пьесы, литературно-философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик.

avtor_img


Эжен Марсель Прево

Основной темой его творчества является бытописание и критика жизни современного ему французского общества.

С 1909 член Французской академии.

Его первый роман «Скорпион» (1887, русский перевод — 1901), отчасти автобиографический и рассказывающий о жизни в иезуитском колледже. Изображает трагическую судьбу учителя в иезуитской школе, обратил на себя внимание глубоким знанием нравов духовенства. Наиболее известные ранние романы, осуждающие падение нравов, но при этом косвенно критикующие Католическую церковь: «Шоншетта» (1888, русский перевод — 1901), «Мадемуазель Жофр» (1889), «Осень женщины» (1893, русский перевод — 1893), «Полудевы» (1894, русский перевод — 1895; в 1898 году написал пьесу на основе романа; этот роман, жизнь молодых женщин Парижа, вызвал огромные споры в обществе и принёс автору большую, но несколько сомнительную славу), «Счастливая чета» (1901) и другие.

далее...

Его более поздние романы, «Сильные девы» (тома 1—2, 1900), «Письма к Франсуазе» (тома 1—4, 1902—1924), представляют собой моралистические саги. Романы «Унтер-офицер Бенуа» (1916, русский перевод — 1916), «Мой дорогой Томми» (1920) посвящены событиям Первой мировой войны, роман «Sa Maitresse et Moi» (1925) — теме белой эмиграции. Из его пьес наиболее известной является La Plus Faible (1904), с успехом шедшая на сцене «Комеди Франсэз».

Изречения: Случайная встреча с хорошей книгой может изменить судьбу человека.
Только те академии остаются жизнеспособными, члены которой часто умирают.